Магаданская областная универсальная
научная библиотека им. А.С. Пушкина
Магаданский областной краеведческий музей
Государственный архив Магаданской области

Женский авиационный полк имени Марины Расковой

125-й женский Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой прошёл славный боевой путь от Волги до берегов Балтийского моря.

Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, лётчицы полка уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, содействовали наземным войскам по прорыву обороны врага на Северном Кавказе, вместе с другими авиационными соединениями обеспечивали ввод в прорыв танковой группы на Орловско - Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск - Орша. Боевая деятельность 587-го бомбардировочного авиаполка началась на завершающем этапе Сталинградской битвы. 1 Декабря 1942 года он убыл в действующую армию. При перелёте на фронт 4 Января, попав в сложные метеоусловия, погибла командир полка Герой Советского Союза М. М. Раскова. По просьбе лётчиц Наркомат обороны присвоил полку её имя. Во временное исполнение обязанностей вступила командир 2-й эскадрильи Старший лейтенант Е. Д. Тимофеева. С 28 Января по 1 Февраля 1943 года полк наносил удары по оборонительным сооружениям, живой силе и огневым точкам врага в районе посёлка и Сталинградского тракторного завода. На выполнение этой задачи было произведено 50 самолёто - вылетов. Лётчицы сбросили на противника около 15 тонн бомбового груза. Лётчицы 587-го полка хорошо освоили грозные боевые машины - пикирующие бомбардировщики Пе-2 и отдавали все силы тому, чтобы оправдать это большое доверие. Полк прошёл боевой путь от берегов Волги до берегов Балтийского моря.

На Северо - Кавказском фронте он произвёл 180 боевых вылетов, на Западном фронте - 234, на 3-м Белорусском - 291, на 1-м Прибалтийском - 379 боевых вылетов и сбросил на врага более 892 тонны бомбового груза. В воздушных боях полк сбил 5 истребителей противника. На земле уничтожил 16 танков, 82 орудия, 45 вагонов. Как говорится в истории боевого пути полка, "количество уничтоженных автомашин, живой силы противника не установлено". 587-й полк содействовал наземным войскам Северо - Кавказского фронта в прорыве обороны врага, совместно с другими авиационными соединениями обеспечивал ввод в прорыв танковых групп на орловско - курском направлении, выполнял задачи по прорыву долговременной, сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск - Орша. Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики и в разгроме немецко - фашистских войск в Восточной Пруссии. За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм 587-й полк был преобразован в 125-й Гвардейский, удостоен почётного наименования "Борисовский", награждён орденами Суворова и Кутузова 3-й степени. 2 Июня 1943 года на завершающем этапе воздушного сражения на Кубани 9 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 125-го Гвардейского женского авиаполка под командованием командира эскадрильи Капитана Е. Д. Тимофеевой в момент сбрасывания бомб на войска противника в районе станицы Киевская подверглись атакам 8 истребителей. Шестёрка наших истребителей, сопровождавшая бомбардировщиков, в это время попала в облачность и оторвалась от них. В создавшейся сложной обстановке советские лётчицы проявили высокое мужество и самообладание. Не нарушая боевого порядка, они встретили атаки врага сосредоточенным огнём бортового оружия, умело сочетая его с маневром в отрою. В ходе боя они сбили 4 вражеских истребителя и без потерь вернулись на свой аэродром. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко - фашистскими захватчиками 5 лётчиц полка - Н. Н. Федутенко, К. Я. Фомичёва, М. И. Долина, А. Л. Зубкова и Г. И. Джунковская - были удостоены звания Героя Советского Союза.

Надежда Никифоровна Федутенко до войны окончила школу фабрично - заводского ученичества, затем Тамбовскую лётную школу Гражданского воздушного флота, работала инструктором и лётчиком. В Красную Армию пришла с первых дней войны, а в Октябре 1941 года вступила в авиагруппу Расковой. Как опытную лётчицу, её назначили командиром эскадрильи. Выполняя задания командования, она 20 раз водила в бой звено самолётов Пе-2, 25 раз - девятку, 4 раза выполняла задания в качестве заместителя ведущего и 2 раза водила в бой колонну из 54 бомбардировщиков Пе-2. Всего за время войны она водила в бой 823 самолёта Пе-2 и лично сбросила на врага более 54 тонн бомб. Начав боевую работу со средней бомбовой нагрузкой 750 кг, увеличила её до 1120 кг на каждый экипаж своей эскадрильи. 26 Мая 1943 года в строю 9 бомбардировщиков Н. Н. Федутенко вела звено на уничтожение артиллерийско - миномётных позиций и живой силы противника на окраине станицы Киевская. Противник встретил наши самолёты сильным заградительным огнём зенитной артиллерии. Умело маневрируя, Надежда Никифоровна вывела звено точно на цель и отлично выполнила задание. В этом бою она была тяжело ранена в голову. Штурман звена А. Л. Зубкова перевязала рану своего командира. Собрав всю свою волю и мужество, Федутенко не вышла из боевого строя звена, сумела применить противозенитный маневр и привела звено на аэродром базирования без потерь. Лётчицы эскадрильи следовали примеру своего командира, проявляли смелость, мужество и героизм.

На Северо - Кавказском фронте командир звена Шолохова, тяжело раненная в голову и челюсть, на одном моторе перетянула линию фронта и отлично посадила подбитый самолёт на своей территории. Командир звена Губина ценой собственной жизни спасла жизнь своего экипажа. Младшие лейтенанты Язовская и Осадзе, защищая самолёт командира звена, вступили в неравный бой с 4 вражескими истребителями. Лётчик Малютина, тяжело раненная в живот, 4 раза теряла сознание во время полёта. Напрягая последние силы и волю, она довела самолёт до своей территории и благополучно посадила его. Лётчица Тарасенко, получив тяжелое ранение в ногу, трижды теряла сознание в полёте, но нашла силы и волю перетянуть самолёт через линию фронта, спасти дорогостоящую боевую машину и жизнь экипажа. Командир эскадрильи 125-го Гвардейского полка К. Я. Фомичёва в боях с врагом 2 раза горела в воздухе, получила тяжёлое ранение правой ноги, перелом 6 ребер и дважды - ожоги тела 2-й степени. По излечении Клавдия Яковлевна снова становилась в строй. 25 Июня 1943 года при бомбардировке высоты 103,3 на Кубани её самолёт получил 30 пробоин от сильного зенитного огня противника. В районе цели звено Фомичёвой атаковали 2 немецких истребителя. Интенсивным огнём бортового оружия лётчицы отразили атаку. На следующий день в районе той же цели экипаж Фомичевой в групповом бою сбил немецкого истребителя, преодолел зенитный огонь и выполнил задание по бомбардировке вражеских позиций. 17 Августа 1943 года Клавдия Яковлевна в качестве заместителя ведущего 9 самолётов Пе-2 бомбила артиллерийско - миномётные позиции и живую силу противника под Ельней. Над целью самолёты были встречены сильным заградительным огнём зенитной артиллерии - до 80 одновременных разрывов сотрясали воздух. Но лётчицы сумели прорваться к цели и выполнить задание. Осколком снаряда был пробит бензобак, повреждено управление, осколками плексиглаза обожгло лицо, тяжело ранен штурман.

Покинуть плохо управляемый самолёт - значит оставить в беде своего товарища и к тому же - попасть в плен. Отказался покинуть самолёт и стрелок - радист. Фомичёва дотянула машину до ближайшего аэродрома, но там посадочная полоса оказалась занятой. И Фомичёва взяла левее. Здесь их ждала другая беда: при посадке самолёт попал в воронку, скапотировал и загорелся. Оказавшиеся поблизости зенитчики спасли героический экипаж. 23 Июня 1944 года в составе сборной дивизионной колонны, которую возглавлял командир дивизии Генерал - Майор авиации Ф. П. Котляр, К. Я. Фомичёва вела девятку самолётов. На подходе к цели прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии её машина была подбита, загорелся левый мотор, лётчица получила тяжёлое ранение правой ноги. Раненая, на горящем самолёте отважная лётчица прорвалась к цели, сбросила бомбы и повела плохо управляемый Пе-2 на свою территорию. Все члены экипажа отказались прыгать с парашютом на территории, занятой врагом, и решили предпочесть смерть, чем плен. Только перетянув линию фронта, экипаж покинул самолёт. Последней оставляла машину командир, когда убедилась, что штурман и стрелок - радист благополучно раскрыли парашюты...