Магаданская областная универсальная
научная библиотека им. А.С. Пушкина
Магаданский областной краеведческий музей
Государственный архив Магаданской области

Магадан в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Магадан – административный центр нынешней Магаданской области. Расположенный на побережье Охотского моря он начал свою историю летом 1929 г. с первых домиков Восточно-Эвенской культбазы. Активно строился и расширялся в 1930-е гг. с приходом на территорию Дальстроя – Государственного треста по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы. 14 июля 1939 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Магадан преобразован в город с населением – 30,7 тысяч человек.

В солнечный теплый день 22 июня 1941 г. состоялось открытие Городского парка культуры и отдыха. Под звуки оркестра прогуливались горожане. На разных площадках проходили спортивные соревнования и концертные выступления. В Нагаевском порту готовился отойти пароход с отпускниками. Из-за разницы в часовых поясах известие о вероломном нападении фашистской Германии магаданцы получили только в конце воскресного дня. Общегородской митинг начался в 11 часов вечера и собрал сотни горожан.

Уже утром 23 июня в военкомат и к руководству Дальстроя стали поступать заявления с просьбами об отправке на фронт. Заявления поступали и все четыре года войны. Однако мобилизация дальстроевцев имела свою особенность – «бронь» для специалистов, в которых нуждался «комбинат особого типа». Центром отправки на фронт являлся Магадан. К сожалению, нет достоверных сведений, сколько магаданцев среди ушедших в действующую армию 8 с лишним тысяч северян. Это были выпускники средней школы, отличники всеобуча, молодые производственники, освободившиеся заключенные, на которых «бронь» не распространялась.

Тыловой город Магадан, как и вся страна, стал жить и работать по законам военного времени. Уже в первые дни войны руководство Дальстроя издало приказ о формировании стрелкового полка самообороны и других оборонных подразделений. Магадан был разбит на 6 районов. При штабе Магаданской противовоздушной обороны (МПВО) созданы специальные общегородские команды: команда связи и оповещения, команда охраны порядка и безопасности, восстановительная, химическая, медико-санитарная и противопожарная команды. Проводились учебные воздушные тревоги, проверки светомаскировки в жилых домах и учреждениях. Не исключалась возможность ведения военных действий в прибрежных районах Ольского побережья. Нападение предполагалось со стороны империалистической Японии, союзницы Германии. Укреплялся Нагаевский сектор береговой обороны. Одна из батарей боевых орудий располагалась в 1,5 км от мыса Островной, другая – в 2 км от мыса Ольский. Первая батарея стратегически выгодно преграждала вход в бухту Нагаева, вторая – в бухту Гертнера. Была сооружена сеть дотов и дзотов, в том числе за речкой Магаданкой и на сопке Блиндажной. В Нагаево базировался манипуляторный отряд, который занимался строительством и обслуживанием гидротехнических объектов: ставил створные знаки, маяки, буи, учился устанавливать и снимать мины.

Магаданский городской Совет Осоавиахима (Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР) на специально организованных курсах готовил инструкторов ПВХО (противовоздушной и противохимической обороны), "начальников групп самозащиты жилого дома", инструкторов-мотоциклистов и автомобилистов. Девушки осваивали первую медицинскую помощь. В 1943–1944 гг. на базе городской больницы были организованы курсы медсестер запаса, где активно работали врачи больницы Н.А. Серебренников, Ф.Э. Яхнина и другие.

Магадан стал центром многих патриотических, трудовых починов под лозунгом «Все для фронта, все для победы». На городском митинге в ночь на 23 июня 1941 г. горожане дали клятву: «Где бы мы не находились, какую бы работу не выполняли, мы помним, что подлинно социалистическим трудом крепим оборонную мощь страны. Перевыполнением государственных производственных заданий способствуем победе над врагом».

Война угрожала оставить Колыму без снабжения оборудованием, сырьем, продуктами. Завоз грузов, даже минимальный, находился под угрозой срыва из-за препятствий, чинимых судоходству военно-морским флотом Японии. В условиях дефицита рабочих рук были отменены отпуска работникам Дальстроя и выезд «на материк» освободившимся из заключения. Многие предприятия Магадана перешли на выпуск военной продукции. Развернулась работа по расширению старых и освоению новых производств. Многое легло на плечи заключенных Маглага и бывших заключенных, остававшихся патриотами своей страны. Они трудились практически на всех предприятиях и стройках Магадана.

Магаданский авторемонтный завод (АРЗ) увеличил выпуск оборудования для горнодобывающей промышленности, автомобильного и морского транспорта, количество ремонтируемой техники. Становясь на стахановскую вахту, рабочие АРЗа многократно перевыполняли нормы. Один из лучших токарей Д. М. Евдин 15 февраля 1943 г. выполнил суточное задание на 437%. В апреле 1942 г. стахановец Л. В. Колесников добился дневной выработки на 1 062%. На АРЗе заведена книга «Счет мести», куда заносились сверхплановые показатели в работе.

С энтузиазмом трудились рабочие Марчеканского завода (в то время – завод №2) За годы войны завод №2 дал горнодобывающим предприятиям Дальстроя 550 различных, в том числе экскаваторных ковшей, сотни промприборов и газогенераторных установок. В. П. Березин, будущий начальник «Северовостокзолота», вспоминал: «Машиностроители Дальстроя в годы войны творили такие чудеса, что, наверное, будь к тому нужда, подковали бы не одну – тысячи блох. Научились делать компрессоры, дробилки, электросверла, экскаваторы, научились превращать тракторы в бульдозеры».

Нагаевский морской порт приобрел оборонное значение – отсюда шли грузы для фронта. Нужно было увеличить пропускную способность порта. Был построен третий причал, складские помещения для ценных грузов, создана своя автобаза. Успешно доставлял грузы в прибрежные населенные пункты флот малого каботажа – катер «Чкалов», шхуна «Звезда», буксир «Марчекан».

Крайне важной для жизни столицы Колымы являлась работа авиаотряда Дальстроя. Территория деятельности Дальстроя увеличилась за счет Якутии, Чукотки, где появились новые горнодобывающие предприятия. В срочном порядке была достроена взлетно-посадочная полоса аэродрома на 13-м километре и построен аэродром на 47-м километре Колымской трассы. Авиаотряд обеспечивал доставку грузов, продовольствия, почты, перевозку пассажиров в Хабаровск и по всей территории Дальстроя, занимался аэрофотосъемкой. Труднее всего давалась глубокая ледовая разведка, которая проводилась не только в Охотском море, но и в Восточно-Сибирском. Успешную работу обеспечивали командиры авиаотряда – знаменитые летчики Ш. Шимич и Д. Фуфаев. Именем Шандора Шимича, венгерского интернационалиста, названа одна из улиц Магадана.

Крайне необходимо было северянам стекло. Силами заключенных осенью 1941 г. начали строить стекольную мастерскую. Работы велись при сорокаградусном морозе. Уже в феврале 1942 г. была выдана первая плавка из битого стекла. Позднее освоили производство с использованием вулканического пепла, найденного геологами в Хасынском районе. Расширялись производственные площади и объемы продукции. Завод выпускал лампочки, автомобильные фары, посуду, стаканы, бутыли, елочные игрушки, изоляторы, а самое главное – листовое стекло. В большом количестве оно требовалось для колымских теплиц.

Созданный в 1939 г. Магаданский промкомбинат объединял кузнечно-жестяной, деревообделочный, сапожно-пошивочный цехи, массово-пошивочную мастерскую. Он выполнял заказы горных предприятий – изготовлял капоты и отеплители для автомашин, вентиляционные трубы, палатки, полевые сумки, спецодежду. Производил товары широкого потребления. В годы войны встала задача как можно меньше завозить продукции с «материка». Цех точной механики начал выпускать дефицитную топливную аппаратуру к дизелям, появились ватная фабрика, пимокатный цех. Промкомбинат осваивал новые производства, привлекая местное и вторичное сырье. Из старых капотов и крыльев автомашин штамповали лотки, а из консервных банок извлекали дефицитное олово, изготовляли пуговицы, кружки, ложки и вилки. Хлопчатобумажный утиль, ветошь стали сырьем для рабочей одежды, ваты, ватных телогреек и одеял, валяной обуви. Кожевенный завод обрабатывал шкуры животных, а из отходов давал высококачественный столярный клей, мыло, щетки.

В связи с затруднениями в завозе продовольствия из центральных районов страны нормировалась выдача продовольственной продукции, вводилась карточная система. Пригородный совхоз «Дукча», где работали репрессированные специалисты и осужденные крестьяне, располагал значительной территорией до 72 км Колымской трассы. Ими были заложены основы северного земледелия, птицеводства и животноводства. В военные годы труженики совхоза расширили производство. Выращивали картофель, капусту, редис, зеленый лук, свеклу, парниковые огурцы. Поставляли горожанам свежую овощную продукцию, молоко, яйца, мясо птицы. В районе 23 километра основной трассы организовано еще одно пригородное хозяйство – «Свиносовхоз №1». Одновременно магаданцы развивали личное и общественное огородничество. На предприятиях создавались подсобные хозяйства.

В 1944 г. вступила в строй макаронная фабрика, вошедшая затем в состав Магаданского пищекомбината. Кроме макаронных изделий, пищекомбинат производил соки, джемы, варенье, растительное масло.

Магаданцы одними из первых откликнулись на призыв сдавать средства в фонд обороны СССР. Они вносили личные сбережения, часть зарплаты, деньги, заработанные на воскресниках, средства на постройку боевой техники – самолетов, танков, катеров, подводных лодок, оружия. Среди первых были работники магаданской госавтоинспекции И. Л. Матюшин, Г. А. Глинко, И. С. Голубев, перечислившие средства на постройку танка. В июле 1942 г. они были призваны в действующую армию.

Более 70 колымчан воевали на танках, приобретенных на свои средства. Среди них жители Магадана – супруги Бойко. Из письма Ивана Федоровича и Александры Леонтьевны Бойко Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину: «… на имеющиеся сбережения в размере 50 000 рублей мы желаем приобрести танк…трудностей и невзгод мы не боимся. В течении пяти лет я работаю шофером на тяжеловесной автомашине, перевозя грузы Дальстроя в тяжелых условиях колымской тайги…». Разрешение было получено. По окончании с отличием Челябинского танкового училища супруги зачислены в гвардейскую танковую часть: Александра – командиром танка, Иван – механиком. На броне тяжелого танка надпись – «Колыма». Из письма с фронта: «Октябрь 1944 года. Наша часть отличилась в боях за город Двинск, и ей присвоено наименование «Двинская». Мы лично на своем танке подбили и уничтожили пять немецких танков, два орудия и не один обоз. За это время прошли с боями почти 400 километров. В последних боях наш танк вышел из строя, а мы получили ранения…». Танк «Колыма» с боями дошел до Праги (Чехословакия). Александра Леонтьевна награждена орденом Отечественной войны 1-й степени, Иван Федорович – орденом Боевого Красного Знамени. После демобилизации супруги вернулись в Магадан. Александра Леонтьевна работала директором Магаданского хлебозавода, Иван Федорович – заместителем начальника автобазы №4. В 1991 г. им было присвоено звание почетных граждан города Магадана.

По примеру супругов Бойко в феврале 1943 г. письмо И. В. Сталину отправили работники Магаданского АРЗа А. Ефанов, И. Конюхов, А. Тимченко, М. Щеглов, В. Яковлев. Они также получили положительный ответ. Память о молодых арзовцах, воевавших на купленных ими танках, увековечена в Хасынском районе. По инициативе магаданских туристов во главе с мастером спорта Р. В. Седовым одна из горных вершин названа «Пик Танкистов». Название утверждено постановление Правительства РФ №785 от 25 декабря 2003 г. Танкист Алексей Ефанов вернулся на родной завод после длительного лечения. В 1969 г. удостоен звания «Почетный гражданин города Магадана».

Именем магаданца Ивана Куприяновича Скуридина, Героя Советского Союза, названа одна из улиц города. В январе 1944 г., сражаясь на «Невском пятачке» под Ленинградом, он повторил подвиг Александра Матросова, закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Обагренный кровью комсомольский билет, выданный Ивану в Магадане, хранится в Музее обороны и блокады Ленинграда. В 2005 г. на улице Скуридина установлена новая памятная доска.

В 1942 г. в Магадане сформирована Вторая отдельная стрелковая бригада. В ее состав вошли четыре батальона, один дивизион роты связи и разведрота. Ротой связистов командовал директор вечерней школы №1 г. Магадана Сергей Семенович Трубченко. Бригаду пополнили более 40 выпускников Магаданской средней школы №1, 15 выпускников Ольской школы, ученики Тауйска и Армани. Бригада была направлена на Северный Сахалин, а в 1945 г. принимала участие в войне против Японии, освобождала Южный Сахалин и Курилы.

9 мая 1991 г. в центре Магадана на проспекте Карла Маркса был открыт памятник по проекту ленинградцев – скульптора В. И. Ролдугина и архитектора Н. Н. Сущика, названный позднее «Узел памяти». Он посвящен северянам – фронтовикам и труженикам тыла. В центре памятника возвышается фигура женщины с ребенком, олицетворяющая собой Родину-Мать. Вокруг нее три символические фигуры: солдат с автоматом – Защитник Отечества, геолог – Первооткрыватель месторождений и узник ГУЛАГА. Отлитая из бронзы скульптурная группа стоит на гранитных плитах. К 1995 г. возле обелиска установили декоративную стенку с пятью бронзовыми медальонами и мемориальные плиты с именами призывников Колымы и Чукотки, погибших на фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войны. А 9 мая 2010 г. появилась еще одна стела с именами северян, в том числе магаданцев, удостоенных звания Героев Советского Союза.