Магаданская областная универсальная
научная библиотека им. А.С. Пушкина
Магаданский областной краеведческий музей
Государственный архив Магаданской области

День Победы на Колыме

9 мая 1945 г. в Магадане состоялся общегородской митинг трудящихся, посвященный окончанию Великой Отечественной войны. На площади у Дома культуры звучал финал четвертой симфонии П. И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра. В городском кинотеатре демонстрировался художественный фильм «В шесть часов вечера после войны», а в городском клубе профсоюза состоялся большой концерт художественной самодеятельности.

Жители нашего края всю войну войны трудились под лозунгом «Все для фронта. Все для победы!». Для решения задач ускоренного развития края в период войны необходимо было увеличить добычу золота и олова, реконструировать ремонтные предприятия, расширить топливно-энергетическую базу, освоить выпуск товаров народного потребления, обеспечить подъем сельского хозяйства. В валютном цехе страны в годы войны было открыто и введено в эксплуатацию несколько десятков новых месторождений полезных ископаемых, добыты сотни тонн золота, тысячи тонн олова, которые пошли на нужды военной промышленности.

Ввод в строй новых горнодобывающих предприятий значительно увеличил добычу металла. Даже сами названия носили отпечаток военного времени: прииски имени Тимошенко, Гастелло, «Панфиловский», рудник имени Матросова и другие. За годы войны на самых перспективных месторождениях были организованы 7 рудников, 15 приисков и 1 золотоизвлекательная фабрика. Значительная часть добычи олова приходилась на организованные в начале 1941 года прииск «Красноармейский» и рудник «Валькумей». На приисках и рудниках увеличение добычи металла происходило также за счет механизации горных работ. На Марчеканском механическом заводе начали изготовлять скрубберы, позволявшие значительно повысить производительность труда на промывке песков. На Магаданском авторемонтном заводе было налажено производство экскаваторов типа «Кунгурец», с 1944 года на вскрьшных работах использовали бульдозеры. Для оказания помощи в добыче металла в период промывочных сезонов на прииски направлялись бригады промывальщиков из числа рабочих и служащих других отраслей хозяйства. С целью поощрения передовых горняцких коллективов Государственный Комитет Обороны (ГКО) учредил переходящее Красное знамя. Им были удостоены коллективы приисков «Ударник», «Красноармейский», имени Водопьянова и другие.

Перед геологами стояла трудная задача – обеспечить максимально возможные размеры прироста запасов в короткие сроки. Благодаря использованию аэрофотосъемки в годы войны были открыты месторождения золота, олова (в бассейнах Берелеха, Кулу, Теньки, Детрина, Омчакский узел и др.), вольфрама, угля, строительных материалов. Богатый опыт геологов-практиков был обобщен на II конференции работников геологоразведочной службы Дальстроя в 1944 году. Геологи приняли решение о необходимости значительного расширения работ по разведке россыпных и рудных месторождений ценных металлов.

В итоге напряженной работы только за 1941-1944 гг. было выявлено не менее 150 новых россыпных месторождений золота (из них 80 сданы в эксплуатацию), 12 новых оловорудных месторождений (6 сданы в эксплуатацию), 3 вольфрамовых и 2 кобальтовых месторождения.

Наиболее отличившиеся геологи в феврале 1946 года были удостоены звания лауреатов Государственной премии (Сталинской премии 1-й степени). Среди них С. В. Обручев, С. С. Смирнов, Ю. А. Билибин, В. А. Цареградский, С. Д. Раковский, Б. И. Вронский, Б. Н. Ерофеев, И. Н. Зубрев, Б. Л. Флеров, В. Т. Матвеенко, Н. И. Чемоданов. Всего за годы войны 7 геологов награждены орденом Ленина, 20 – орденом Трудового Красного Знамени, 26 – орденом «Знак Почета», 4 – орденом Красной Звезды.

Особое внимание было уделено развитию ремонтной базы. Нужна была своя сталь. Южное горнопромышленное управление Дальстроя получило правительственное задание – создать на Колыме мартеновскую базу. Менее полутора лет потребовалось строителям, чтобы построить первый мартен на Колыме. 9 декабря 1942 года была проведена первая плавка в новом цехе Оротуканских ремонтно-механических мастерских. Предприятия получили необходимое стальное литье. Введение в строй Центральных электротехнических мастерских в поселке Атка позволило обеспечить предприятия Дальстроя электролампами, сварочными аппаратами, электропроводами, измерительными приборами.

Значительное развитие получила топливно-энергетическая база области, В 1941 году началась эксплуатация крупнейшего на Чукотке Беринговского месторождения угля. В 1943 году вступили в строй шахты в Омсукчане, а на следующий год – на ключе Первомайский. К концу войны в области работало 25 шахт, которые позволили увеличить добычу угля по сравнению с 1940 годом в 5,6 раза. Рост добычи угля в свою очередь дал мощный толчок развитию энергетики. В период войны были построены крупные электростанции в Магадане, Омсукчане, на Индигирке, Аркагале. Производство электроэнергии увеличилось в 3,5 раза.

В военный период был значительно увеличен выпуск товаров народного потребления местного производства, расширился ассортимент выпускаемой продукции. В Магаданском промкомбинате шили одежду и обувь, изготовляли мебель и металлическую посуду. Вступивший в строй в феврале 1942 года стекольный завод стал выпускать оконные стекла, автомобильные фары, изоляторы для линий электропередачи, стеклянную посуду. Был налажен выпуск мыла, зубного порошка, ваты, витаминных средств, гвоздей, ваксы и многое другое.

Сокращение доставки жидкого топлива потребовало коренной перестройки работы автомобильного транспорта. На машинах вместо двигателей внутреннего сгорания устанавливались газогенераторы. Топливом для них служили деревянные чурки и брикетированный торф. Были построены автомобильные дороги: Нелькоба – Кулу – прииск им. М. Расковой (186 км), Берелех – Кадыкчан (92 км), Певек – «Красноармейский» (86 км).

Через территорию Колымы и Чукотки пролегала знаменитая авиатрасса Аляска – Сибирь (АЛСИБ), по которой на фронт было перегнано около 8 тысяч самолетов. Для перегонки боевых самолетов из США были построены основные и запасные аэродромы, посадочные полосы в Анадыре, Марково, Сеймчане, Уэлькале. Самолеты пилотировали летчики специальной авиаперегоночной дивизии, которой командовал Герой Советского Союза И. П. Мазурук.

Потребности военного времени вызвали увеличение темпов развития сельского хозяйства. Впервые колымчане занялись огородничеством. Развивалось оленеводство, морской зверобойный и охотничий промыслы. Продолжалось организационное укрепление существующих и создание новых сельскохозяйственных предприятий. Велик вклад тружеников сельского хозяйства в сбор средств и продуктов своего труда в фонд обороны страны. 28 января 1943 года колхозники Северо-Эвенского района получили благодарственную телеграмму Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина за сдачу 720 оленей и сбор 115 тысяч рублей на строительство самолетов «Колхозник Колымы».

Великая Отечественная война ярко продемонстрировала высокий патриотический дух тружеников Колымы и Чукотки. Первым порывом многих северян было немедленно выехать на фронт. Тысячи писем с требованием направить на передовую приходили в военкоматы, направлялись в Москву, в действующую армию. Но удовлетворить просьбы всех было невозможно, так как в годы войны Северо-Восток являлся поставщиком необходимых стране металлов – олова и золота. Тысячи тружеников включались в социалистическое соревнование. Коллективы предприятий Дальстроя боролись за переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Высшей формой стали соревнования так называемых «фронтовых бригад», выполнявших нормы на 200-400 процентов. Члены этих бригад трудились за себя и ушедших на фронт товарищей. Свыше двухсот комсомольско-молодежных бригад действовало на предприятиях Дальстроя. На руднике имени Лазо бригада комсомольца М. Татарчука ежедневно давала по три-четыре нормы. На руднике имени Матросова на 200-300 процентов выполняли планы стахановцы-бурильщики и откатчики Рудаков, Васильев, Абрамов, Козлов и другие. В период промывочного сезона первого военного года свыше четырехсот молодых рабочих Южного горнопромышленного управления выполнили по два годовых плана. Строгальщик механического цеха Центральных авторемонтных мастерских Н. Ф. Панфилов выполнил срочное задание без выхода из цеха за 25 часов вместо 40 по норме. Знатный лотошник прииска «Стахановец» Умалатов с двумя другими рабочими дали 3 октября 1942 года сорок норм. Коллектив термического цеха АРЗа с 28 по 31 января 1942 года работал, не уходя с производства. Во время рейса из Магадана в Якутию на Индигирке провалилась в наледь автомашина с ценным грузом. Чтобы спасти транспорт, шофер Хоменко ломом и лопатой снимал лед вокруг автомашины и прицепа. Целый месяц он нес свою вахту среди замерзшей реки, жил в кабине, обогревался у костра, друзья снабжали его продуктами. И он освободил машину из ледяного плена вместе с грузом.

За героический труд в годы войны коллектив Дальстроя 24 февраля 1945 года был отмечен высокой наградой – орденом Трудового Красного Знамени. 39 854 труженика края были награждены орденами и медалями, в том числе орденом Ленина – 36, орденом Трудового Красного Знамени – 183, орденом Красной Звезды – 120, орденом «Знак Почета» – 477 человек. Двоим было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Тысячи заключенных были досрочно освобождены, многим сократил и сроки наказания.

Северяне, как и все трудящиеся страны, приняли самое активное участие в создании фонда обороны. Повсеместно вносились средства, на которые строились эскадрильи самолетов «Комсомолец Колымы» и «Комсомолец Дальстроя». Бомбили фашистов боевые самолеты «Колымский колхозник», «Советский полярник» и «Полярник бухты Угольная», На добровольные взносы трудящихся были построены танковые колонны «От трудящихся Дальстроя», «Горняк Северного управления Дальстроя» и другие.

Добровольный взнос трудящихся Колымы и Чукотки в фонд обороны составил более 500 миллионов рублей – это более трети всех средств, собранных трудящимися всего Дальнего Востока. Л. М. Муляр внес в фонд обороны Родины около 100 тысяч рублей. Многие колымчане на свои сбережения строили танки и уходили на них бить фашистов. Это Алексей Ефанов, Иван Конюхов, Михаил Щеглов и другие. Высокий гражданский подвиг совершили Александра и Иван Бойко. На собственные сбережения – 50 тысяч рублей – они приобрели танк и успешно воевали на нем, уничтожив около десяти танков и орудий противника. Свой боевой путь наши славные земляки закончили в Чехословакии. За боевые заслуги командир экипажа Александра Бойко была награждена орденом Отечественной войны, водитель Иван Бойко – орденом Красного Знамени. Более шестидесяти колымчан уничтожали врага на машинах, приобретенных на свои деньги.

Представители молодого поколения образовывали фронтовые комсомольско-молодежные бригады, принимали участие в субботниках, отказывались от процентных надбавок и отчисляли их в фонд обороны в течение всей войны. Посильную помощь взрослым оказывали школьники. Они работали на разгрузке кораблей, мыли золото, ловили рыбу, собирали ягоду и шишки стланика, готовили подарки бойцам и детям Ленинграда, Сталинграда. За годы войны они собрали свыше 250 тысяч рублей на бронемашины и танк «Пионер Колымы», а после того как юные ленинцы сдали 120 тысяч рублей на танковую колонну, из Москвы пришла телеграмма от И. В. Сталина: «Передайте пионерам и школьникам Колымы, собравшим деньги на строительство танковой колонны «Юный пионер», благодарность Красной Армии и мои пожелания здоровья и успехов в учебе и общественной работе».

Наши земляки героически боролись с врагами Родины на фронтах войны. С фашистами боролись около восьми тысяч человек – представители всех национальностей края. В Музее истории обороны Ленинграда хранится обагренный кровью комсомольский билет Героя Советского Союза Скуридина Ивана Куприяновича, повторившего подвиг Александра Матросова. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено С. И. Шершавину, И. П. Орлову, Н. Ф. Ишутину, А. Я. Липунову, Д. А. Купцову, В. И. Еронько. Много славных подвигов совершили первые летчики-чукчи Тимофей Елков, Дмитрий Тымнетагин и другие. Художник-косторез, первым прославивший Уэлен замечательной гравюрой на моржовом клыке «Легенда о Ленине», Михаил Вуквол отдал свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

В 1942 г. в городе Магадане была сформирована Вторая отдельная стрелковая бригада из выпускников первой магаданской, Ольской, Арманской и Тауйской школ. Семнадцати-восемнадцатилетние солдаты участвовали в войне против Японии, освобождали Южный Сахалин и Курилы.

В послевоенные годы участники войны приезжали на Колыму и Чукотку, чтобы совершать подвиги уже на трудовом фронте.

9 мая 1991 г. в центре Магадана, на проспекте Карла Маркса, в торжественной обстановке был открыт памятник «Узел памяти», символизирующий трудовое и боевое участие северян в Великой Отечественной войне. Памятник представляет собой архитектурно-скульптурный ансамбль, доминантой которого является установленная на специально изготовленном из гранитных плит подиуме монументальная скульптурная группа, отлитая из бронзы. В центре ее – фигура женщины с ребенком, олицетворяющая собой Родину-Мать. Вокруг нее три символические скульптуры: солдат с автоматом – защитник Отечества, геолог-первооткрыватель месторождений и узник ГУЛАГА. На сооружение памятника пошли добровольные пожертвования трудящихся области и выделенные средства из фонда благоустройства города. 9 мая 1995 г. возле мемориала «Узел памяти» состоялось открытие мартиролога на бетонных плитах – памятника колымчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны. На нем имена погибших или пропавших без вести воинов, призванных на фронт с территории Колымы и Чукотки, а также летчиков авиадивизии, осуществлявшей перегонку американских самолетов по Особой воздушной трассе Аляска–Сибирь–фронт. На празднике присутствовали 17 американских ветеранов второй мировой войны. В 2010 г. скверу с монументом «Узел памяти» присвоено наименование Сквер Победы.

В 1995-1996 гг. Магаданское книжное издательство выпустило двухтомную Книгу Памяти. В первом томе помещен мартиролог – перечень имен погибших и пропавших без вести, выявленных рабочей группой (всего 580 имен плюс 35 авиаторов перегоночной авиадивизии; эти данные не исчерпывающие), во второй – очерки, магаданских историков, всесторонне освещающие вклад жителей Колымы и Чукотки, коллектива треста «Дальстрой» в Великую Победу. Как и Книги Памяти других регионов России, магаданская хранится в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (Музее Победы) на Поклонной горе в Москве.

 

Литература:

Память : вспомним всех поименно : в 2 т. / редкол.: Б. И. Мухачев (отв. ред.) [и др.]. – Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1995-1996. – 2 т.

Время. События. Люди : Колыма и Чукотка в годы Великой Отечеств. войны / [сост.: Б. И. Мухачев, Л. И. Юрченко ; редкол.: И. Н. Каштанов (гл. ред.) и др.]. – Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1970. – 317 с. : фот.

Землякам, приближавшим Победу : 60-летию Великой Победы посвящается / [авт.-сост. А. И. Широков и др. ; под общ. ред. В. А. Васильчука и др.]. – Магадан : [Охотник], 2005. – 180 с. : цв. ил.

Райзман Д. И. Помним вас, земляки : [док. очерки о северянах-участниках Великой Отечеств. войны] / Д. И. Райзман. – Магадан : СМУ, 2005. – 155 с. : ил.

Герои Отечества. Колыма и Чукотка : Герои Сов. Союза, Герои России и полн. кавалеры ордена Славы ; Герои Соц. Труда и полн. кавалеры ордена Трудовой Славы : биобиблиогр. справ. / М-во культуры и туризма Магадан. обл., Обл. гос. бюджет. учреждение культуры «Магадан. обл. универсал. науч.  б-ка им. А. С. Пушкина» ; [сост. И. М. Морякова]. – Магадан : Охотник, 2015. – 165 с. : ил.

Магадан. Конспект прошлого : годы, люди, проблемы / [авт.-сост. А. Г. Козлов ; лит. обраб. вступ. ст. А. М. Бирюкова]. – Магадан, 1989. – С.132.

В шесть часов вечера после войны // Магадан. правда. – 1975. – 27 апр. – Перепеч. из газ. «Совет. Колыма» за 10 мая 1945 г.