Магаданская областная универсальная
научная библиотека им. А.С. Пушкина
Магаданский областной краеведческий музей
Государственный архив Магаданской области

  • Главная
  • Статьи
  • Территория Хасынского района в годы Великой Отечественной войны

Территория Хасынского района в годы Великой Отечественной войны

Хасынский район Магаданской области с центром в рабочем поселке Палатка образован 30 декабря 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Район объединяет населенные пункты Палаткинского (кроме Мадауна), Стекольнинского, Соколовского, Аткинского, Мякитского и Тальского поселковых Советов. Но история территории тесно переплетается с историей планомерного геологического изучения Колымы, начатого экспедициями Ю. А. Билибина и В. А. Цареградского в конце 1920-х – начале 1930-х гг.

Летом 1930 г., пробираясь с небольшим отрядом поисковиков по таежной долине реки Хасын, в береговом обрыве выше ручья Волчьего Цареградский обнаружил выход угленосных отложений. В 1938 г. началась пробная эксплуатация Хасынского месторождения, а в 1939 г. руководство Дальстроя сочло целесообразным его промышленную разработку и снабжение этим углем города Магадана. Уже в 1930-е гг. через территорию Хасынского района проходило снабжение горнодобывающей промышленности Дальстроя. 8 июля 1934 г. перевалочный пункт на 208 км трассы, перенесенный с Элекчана, получил название Атка. В ноябре 1932 г. было открыто пассажирское автомобильное сообщение от Магадана до Стрелки через строящуюся Колымскую трассу, проходящую через Палатку и Атку. Палатка и Атка становятся центрами автобаз. В военные годы Колыма испытывала недостаток в нефтепродуктах, и автомобильный транспорт был переведён на газогенераторное топливо. Автомобили на Палаткинской автобазе №1 также перевели с бензиновых на газогенераторные двигатели. В Палатке организован комбинат по заготовке чурок. В годы войны газогенераторы можно было встретить на всех колымских дорогах. На Аткинской автобазе сделали агрегаты более надёжными в работе, повысили мощность машин. В 1945 г. на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) колымские газгены заняли первое место.

Из воспоминаний геолога Виктора Володина: «Тогда почти все наши зисовские грузовики были переделаны на газогенераторы. На всех заправочных станциях построили просторные сараи, где распиливали лес на чурки и сушили чурки, “расфасовывая” их в мешок. Вместо заливки горючего в бак шоферы забрасывали несколько мешков чурок в кузов и ехали дальше, по мере надобности подсыпая их в бункер газогенератора. Эти “самовары” газогенератора очень стесняли и без того узкое, малое “жизненное пространство” в шоферской кабине на ЗИС-5…»

Автобазы быстро завоевывают популярность. Палаткинские и аткинские шоферы становятся известными на всю Колыму. В феврале 1939 г. в Атке состоялся слет стахановцев автобазы № 2. В нем приняли участие работники автобазы, награжденные орденами и медалями СССР.

В годы Великой Отечественной войны на территории Хасынского района возник первый на Колыме стекольный завод. Тогда война остро поставила перед колымчанами задачу обходиться своими средствами, сырьем, не надеяться на «материк». Среди других дефицитных материалов большой спрос был на стекло. Недалеко от Магадана был обнаружен вулканический пепел, который представлял замечательное сырье, почти готовую шихту для варки стекла. Лабораторные анализы были подтверждены небольшой практической варкой. После этого решено было строить поблизости свой стекольный завод. «Мы создавали стекольный завод Колымы почти на пустом месте, – рассказывал один из его основателей Данишевский. – Кроме сырья, да и то необычного, нигде до этого не употреблявшегося вулканического пепла, ничего у нас не было. Ни квалифицированных специалистов-стекольщиков, ни разработанной технологии, ни машин и оборудования, ни хотя бы чертежей». Зато было горячее стремление во что бы то ни стало создать завод. 7 февраля 1942 г. в плавильную печь стекольного завода был подан газ. Началась первая плавка стекла. Она прошла успешно. Первой продукцией завода стало листовое стекло. Одноименный поселок начал свое существование вместе с магаданским стекольным заводом в военный 1941 г. Завод стал расширять производство и ассортимент изделий. Технологический процесс непрерывно совершенствовался, коллектив набирался опыта. В 1943 г. завод стал изготавливать кузова для автомобилей «студебеккер», «ЗИС». Потом на заводе стали реставрировать перегоревшие электрические лампочки. До 1944 г. было восстановлено и возвращено предприятиям около 28 000 электроламп. Когда почти все лампы перебывали в реставрации, решили попробовать изготовлять новые. Позднее было освоено производство автомобильных фар, автомобильного стекла, стекла для керосиновых ламп, роликов стеклянных, жидкого стекла, химической посуды, стаканов, кувшинов, а с февраля 1945 г. и изоляторов, рассчитанных на 5, а затем на 30 тысяч вольт.

С началом Великой Отечественной войны в поселок Хасын было переведено управление «Дальстройуголь», откуда и шло руководство разведкой и добычей в шести угольных районах Колымы. К 1944 г. на Хасыне добыли 45,4 тысячи тонн угля.

В 1944 г. построили кирпичный завод. Большую роль в оперативном снабжении должны были сыграть средства доставки, и еще в апреле 1941 г. началось строительство узкоколейной железной дороги Магадан–Палатка. Увеличились грузоперевозки, выполняемые Палаткинской и Аткинской автобазами. Водители работали по-боевому. Так, на Аткинской автобазе к лету 1942 г. семнадцать шоферов-стахановцев закончили годовые планы грузоперевозок. А водитель Н. И. Иванов, выполнивший годовой план в июле 1942 г., достиг производительности труда 198% и сэкономил за это время 14% горючего по отношению к норме расхода.

Жители Колымы, в том числе и палаткинцы, внесли непосредственный вклад в дело строительства бронетанковых войск СССР в годы Второй мировой войны. Обращение пионеров и учащихся 5б класса в газету «Советская Колыма» о сборе средств на постройку бронемашины «Пионер Колымы» поддержали ребята Палатки. Взрослые работники Палаткинской автобазы отдавали свои заработки на постройку танковой колоны «Автотранспортник Колымы» в 1941 году. Работники горной промышленности приняли участие в сборе средств на строительство танковой колоны «Горняк». Простые жители поселка Палатка участвовали в сборе средств на постройку танковой колоны «Феликс Дзержинский». Поэтому закономерно, что 23 сентября 2015 г. в центре поселка Палатка в «Сквере Победы» открыт новый памятник в честь 70-тилетия Победы в Великой Отечественной войне. Монумент символизирует не только сам факт разгрома фашистской Германии, но и участие наших земляков в этих исторических событиях. Новый памятник представляет собой две вертикальные стелы, между которыми укреплен знак ордена Великой Отечественной войны. Основную часть композиции составляет танк Т-55, расположенный на пьедестале. Композицию в целом окрестили, как «Рубеж Победы».

Много славных имён вписано в героическую историю советской Армии. Немало таких имен и в истории Хасынского района. В разные годы там жили и трудились участники Великой Отечественной войны. Полный кавалер ордена Славы Василий Тимофеевич Макаренко, награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями. В 1970-х гг. приехал в Магаданскую область. Работал в совхозе «Хасынский», жил в пос. Сплавная Хасынского района. Участница военных действий Лидия Александровна Бережная – награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова и медалью «За победу над Германией». Александр Феоктистович Еремин – награжден орденами отечественной войны I степени, Славы III степени. Ираида Алексеевна Бреславец – награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Долгие годы лечила жителей Палатки врач Ася Жукова-Церетели, во время войны – радистка разведгруппы «Голос», которая в 1944 г. спасла город Краков от уничтожения немецко-фашистскими оккупантами, кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны обеих ступеней, высшего военного ордена Польши «Virtuti Militari», Золотого Знака города Кракова. Её имя навеки внесено в список спасателей Кракова. Различные боевые награды имеют и другие жители нашего района.