Магаданская областная универсальная
научная библиотека им. А.С. Пушкина
Магаданский областной краеведческий музей
Государственный архив Магаданской области

Сеймчанский АЛСИБовец

 

В начале Великой Отечественной войны поставки в СССР из Англии и США боевой техники – в том числе, самолетов – осуществлялись по двум путям. Первый пролегал от портов западного побережья Америки по Тихому и Индийскому океанам, Аравийскому морю и Персидскому заливу в порт Басра. По этому маршруту суда шли более двух месяцев. Из Басры самолеты перевозились по железной дороге через Иран и после сборки перегонялись по воздуху в СССР. Второй путь был менее длинным, но сопряженным с большим риском. Он пролегал от восточного побережья Америки и Англии до Мурманска или Архангельска. Проходу судов здесь активно противодействовали гитлеровские морские и воздушные силы, базировавшиеся на побережье оккупированной Норвегии.

В 1942 году в ходе переговоров, инициатором которых выступил СССР, союзные страны одобрили новый маршрут через Аляску и Сибирь, в общей сложности порядка 14 тысяч километров: из США через Канаду и Аляску до Фербенкса, оттуда – до Красноярска, и далее – на фронт. Началось строительство особой воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль, одним из пунктов которой стал аэропорт поселка Сеймчан. Из воспоминаний Михаила Дмитриевича Меньшикова, одного из легендарных людей отечественной авиации, ставшего курсантом первой в России «Офицерской школы морской авиации» в год ее открытия, в 1915-м: «Выполняя приказ НКО, я попал в первую перегоночную авиадивизию, в третий перегоночный авиаполк, который базировался в

поселке Сеймчан, на должность лидера-штурмана. Прибывший летный состав был временно размещен в бараках. Так я стал сеймчанцем. Нам достался самый трудный участок перегонки: Сеймчан – Якутск. Трудный потому, что он пересекал Верхоянский хребет, который, как говорили местные старожилы, настоящая «кухня погоды», со сложным рельефом местности. Летать приходилось часто, в любое время года...».

Героизм летчиков АЛСИБа навсегда останется в летописи военного времени примером отваги и мужества. Сберечь память о них – значит, сохранить историю для будущих поколений. Из двадцати шести аэровокзалов перегоночных пунктов особой воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль уцелевшим считается только сеймчанский. Здание, в годы войны видевшее американские истребители, в мирное время – трудовые подвиги покорителей колымского неба, сегодня остро нуждается в помощи. Судьба уникального строения на  контроле Общественной палаты и Правительства Магаданской области.

25 июня 2017 года сеймчанский аэропорт отметит свое 75-летие. О нынешних буднях и планах легендарного АЛСИБовца рассказал директор филиала «Аэропорт Сеймчан» ФКП «Аэропорты Севера» Владимир Васильевич Кудрявцев:

– Юбилейный год обещает стать для нас насыщенным, возобновились и продолжаются проектные работы по реконструкции, предусмотренной федеральной целевой программой. На текущий момент ведутся совместные согласования с Администрацией округа, Управлением ЖКХ и градостроительства, предприятием «Коммунальник» предстоящего строительства здания аэровокзала, гаражей, взлетно-посадочной полосы. В текущем году приезжали представители подрядной организации, проводили изыскательские работы, взяли отборы проб воды, грунта. В будущем подготовительном году московской фирмой «Аэропроект» должна быть завершена и пройдена госэкспертаза, непосредственно к строительству планируется приступить в 2018-м. Первоначально говорилось о других датах, но они были смещены по вине подрядчика, вовремя не подготовившего проекты. Такие же проблемы возникли с другими аэропортами, подлежащими реконструкции. Помимо сроков, изменений в планах не произошло.

25 июня 1942 года наш аэропорт получил официальный статус, с этой даты идет летоисчисление. Решение о строительстве аэродрома в Сеймчане было принято еще в 1939 году руководством треста «Дальстрой», в 1940 – проведены изыскательские работы, составлена проектно-сметная документация. В 1941-м для приема и выпуска воздушных судов была готова грунтовая взлетно-посадочная полоса, и уже в начале 1942-го, будучи еще «неофициальным», аэропорт начал свою деятельность. С 1942 по 1946 год Сеймчанский аэропорт был военным гарнизоном. Вот такое героическое прошлое. Что касается празднования 75-летия, то его вполне можно приурочить к какому-либо районному мероприятию. Совместный план будем обсуждать с окружной администрацией.

На сегодняшний день аэропорт работает в штатном режиме, регулярно осуществляются пассажирские рейсы в Магадан, а также грузовые перевозки. В коллективе трудятся порядка 35 человек. Настроение оптимистичное,  духом не падаем, живем надеждой на стабильность, добрые перемены. А иначе нельзя.

Светлана РОЗЕНШТЕНГЕЛ