Магаданская областная универсальная
научная библиотека им. А.С. Пушкина
Магаданский областной краеведческий музей
Государственный архив Магаданской области

История Среднеканского района

Решение о строительстве аэродрома в п. Сеймчан было принято в 1939 году трестом «Дальстрой» МВД СССР как объекта Юго-Западного горнопромышленного управления (ЮЗ ГПУ), управление располагалось в поселке Нижний Сеймчан.

 

  • Aviadiviziya
Изыскательские работы, сметная документация на строительство аэродрома разработаны в 1940 году проектно-изыскательским отделом «Дальстроя». Работы по строительству летного поля и объектов аэропорта начаты в 1940 году и осуществились силами и под руководством Отдела капитального строительства ЮЗ ГПУ.

С началом Великой Отечественной войны и образованием, по решению правительства, «Особой Воздушной линии Красноярск - Уэлькаль», по которой предполагалась перегонка самолетов, поставляемых из США по лэнд-лизу, построенные объекты аэропорта и строительство летного поля в ноябре 1941 г переданы в ведение руководства «ОВЛ».

Необходимость открытия такой авиалинии диктовалась следующими обстоятельствами: в начале Великой Отечественной войны поставки в СССР из Англии и США боевой техники, в том числе и самолетов, осуществлялось по двум путям. Первый пролегал от портов Западного побережья Америки по Тихому и Индийским океанам, Аравийскому морю и Персидскому заливу в порт Басра. По этому маршруту суда шли более двух месяцев. Самолеты разбирались и упаковывались в ящики. Из Басры самолеты по железной дороге перевозились в Иран и после сборки перегонялись в СССР по воздуху. Второй путь был менее длинным, но спряженным с риском. Он пролегал от Восточного побережья Америки и Англии до Мурманска или Архангельска. Гитлеровские морские и воздушные силы, базировавшиеся на побережье оккупированной Норвегии, активно противодействовали прохождению американских и английских судов.

Поэтому правительством СССР был предложен новый маршрут доставки самолетов по воздуху через Аляску и Сибирь. Протяженность пути примерно 14 тысяч километров: 3 тыс. км. – от заводов США, через Канаду и Аляску до Фербенкса; 6,5 тыс. км. от Фербенкса до Красноярска, и приблизительно 4,5 тыс. км. от Красноярска до фронта. В конце 1942 г авиатрасса, в том числе и аэропорт Сеймчан, была готова. В Сеймчане базировался 3-й полк 1-ой перегоночной авиадивизии (командиром авиадивизии был Герой Советского Союза Мазурук И. П., командиром 3-го авиаполка – подполковник Твердохлебов Ф., затем майор Фролов В.). Регулярные полеты по перегонке самолетов из США начались с наступлением 1943 года. Перегонялись, в основном, истребители. За период войны по авиатрассе было доставлено 7 308 самолетов.

Участок авиатрассы, обслуживаемый 3-м авиаполком, ценностью 1 200 километров, был самым нелегким на трассе. Он пролегал над высокогорной местностью через Оймяконский полюс холода Летчикам приходилось летать на больших высотах, с примнением кислородных масок, при очень низких температурах. Полет длился около 4 часов, причем почти все самолеты не имели отопления.

Напряженная деятельность авиатрассы продолжалась и после капитуляции гитлеровской Германии, когда Советский Союз, верный союзническому долгу, вступил в войну с империалистической Японией. После капитуляции Японии авиатрасса через некоторое прекратила свое, более чем 3-летнее, существование. Первая перегоночная авиадивизия была расформирована. Но аэродромы (к тому времени функционировали и запасные аэродромы, как Верхнее Пенжино, Кедон, Омолон), оборудование, а также опыт, приобретенный авиаторами, весьма пригодились гражданской авиации в процессе дальнейшего освоения Севера.

В 1946 году аэропорт Сеймчана был передан в подчинение Якутскому территориальному управлению ГВФ, однако в нем осталась военная перелетная комендатура со всеми своими службами. В апреле 1948 г. аэропорт был переподчинен Дальневосточному территориальному управлению ГВФ и до января 1953 г. функционировал, не имея своих самолетов. В январе 1953 г. из Магадана в Сеймчан перебазирован 3-й авиаотряд авиации треста «Дальстрой» со всем личным составом и техникой (самолеты АН-2, командир отряда Поляков В. А.). С апреля 1955 г. в Сеймчане базировалась вторая АЭ самолетов ЛИ-2 с подчинением 150-му авиаотряду ДВТУ ГВФ (командир – Герой Советского Союза Дема Л. В.). В мае 1955 г. прекратил свое существование трест «Дальстрой», его ведомственная авиация была передана в ГВФ, 3-й авиаотряд, базирующийся в Сеймчане, перешел в подчинение 185 летного отряда (Магадан).

26 сентября 1956 г. на базе этих летных подразделений и аэропорта образован 194-й объединенный авиаотряд Магаданской отдельной авиагруппы ГВФ. В объединенный авиаотряд вошли: аэропорт Сеймчан (начальник Матвеев А. П.), авиаэскадрилья самолетов ЛИ-2 (командир Конорезов Н. А.) и авиаэскадрилья самолетов АН-2 (командир Альпин О. А.). Командиром 194 ОАО вначале назначен тов. Дема Л. В., затем тов. Прокуроров А. П. и затем Цыплаков Н. П. В феврале 1957 г. прекратили свое функционирование и перелетные комендатуры, которые передали свое имущество и оборудование, а также приписные аэропорты Омолон, Кедон и Верхнее Пенжино 194-му ОАО. В декабре 1963 г., в связи с преобразованием ГУ ГВФ в Министерство гражданской авиации, 194-й ОАО переименован в Сеймчанский объединенный авиаотряд гражданской авиации.

Работники Сеймчанского авиапредприятия внесли достойный вклад в развитие производительных сил Северо- востока. За этот период авиаторами перевезены тысячи тонн народнохозяйственных грузов и почти десятки тысяч пассажиров. Авиация специального применения совершила поистине революционный переворот в поисках и разведке полезных ископаемых, охране лесных богатств, улучшении медицинского и культурного обслуживания населения, особенно местного. Есть заслуга Сеймчанских авиаторов в разведке и освоении золотых запасов Чукотки. Сеймчанские геологи внесли большой вклад в открытие Билибинского месторождения золота, а авиаторы Сеймчана помогли им в этом (аэропорт Билибино в 1957 году был приписным аэропортом Сеймчанского авиапредприятия).

Личный состав Сеймчанского авиапредприятия провел большую работу по оснащению базового и приписных аэропортов современными средствами связи и самолетовождения, что обеспечивало переход к эксплуатации качественно новых видов авиационной техники – переходу от поршневой авиации (самолеты ЛИ-2, ИЛ-14, ЯК-12, вертолеты МИ-1 и МИ-4) к турбовинтовой: самолеты АН-26 и вертолеты МИ-8. Базовый аэродром обеспечивает прием самолетов АН-12 и ИЛ-18.

Развивалась техника, росли и люди. Количество авиационных специалистов с высшим образованием возросло в 30 раз, со средним специальным образованием – в 4 раза. Целенаправленная деятельность командно-руководящего состава партийной, профсоюзной и комсомольской организаций позволило Сеймчанскому авиапредприятию добиться неплохих производственных успехов. Только за годы 10-й пятилетки перевезено 238 тысяч пассажиров, 696 тонн почты, 36 тысяч тонн грузов, налет часов ПАНХ составил 236 тысяч приведенных часов. Выросла производительность труда. План 10-й пятилетки Сеймчанским авиапредприятием выполнен. За успехи в работе награждены правительственными наградами 11 авиаработников, в том числе: Орденом «Трудового Красного Знамени» – пилот-инструктор Борщевский Ю. И. Орденом «Знак Почета» – командир звена вертолетов Комаров М. Е., зам. командира ЛО тов. Руденко В. В. и зав. складом ГСМ Нусупова 3. В Орденом «Трудовой Славы» третей степени – авиатехник-бригадир Андреев А. В., пилот-инструктор вертолетов Иванов В. И. и командир вертолета МИ-8 Рябченко В. П. Три человека награждены медалями. (Справка 1981 года).

(Благодарим за сотрудничество и предоставленные архивные материалы директора филиала «Аэропорт Сеймчан» Кудрявцева В. В.).